Рождество Христово

Рождество Христово. Икона. Первая половина XVI века. Вологодский краеведческий музей.

Рождество Христово. Икона. Первая половина XVI века.

«В иконе первой половины XVI в. из праздничного чина вологодской Сретенской церкви привлекает внимание непосредственность и простота, даже некоторая наивность исполнения. Иконография «Рождества Христова» традиционна: в центре композиции представлена лежащая Богоматерь. За Ней на фоне пещеры изображены ясли с Младенцем Христом, из-за которых выглядывают вол и осел. В левом нижнем углу изображен праведный Иосиф, а в правом – сцена омовения Младенца. На иконе присутствуют также приносящие дары волхвы и поклоняющиеся ангелы. Кроме того, некоторые детали композиции могут быть истолкованы символически: вол и осел, в соответствии с одним из пророчеств Исайи, ассоциируются с иудеями и язычниками, к которым пришел Спаситель мира, а сцена омовения Младенца может восприниматься как символ грядущего крещения. Икона впечатляет ясностью композиционного решения, в ней есть удивительная внутренняя слаженность и поэтичность. Звучные чистые тона создают ощущение ликующего радостного праздника».

«Древнерусское искусство в собрании вологодского музея-заповедника. Путеводитель», 2004 г.

Фон иконы – охра, образующая единое пространство, космос; и в этом космосе – движение плоскостей – то ли пластов земли, то ли небес. Время сконцентрировалось на маленьком пространстве иконы, вмещающем всю вселенную: и Рождество, и Крещение, и настоящее, и будущее. Нет границы земли и неба, единое мироздание. Монументальные пятна красного цвета, мягкие зеленоватые, зазвучали от включения небольших плоскостей черного, холодного коричневого, вишневого. И все это цветовое созвучие работает на белый – самый важный в этой композиции цвет – цвет божественной чистоты рожденного Христа. Его совсем немного, пройдя по всей плоскости, он стал основным в цветовом аккорде. Композиция каждого цвета идет как бы по кругу, создавая внутреннее движение вокруг центра – младенца Христа. Как будто вся Вселенная замкнулась и сконцентрировала свое движение на Рождестве Спасителя мира.





© OLGA TOLSTIKOVA